Пятница, Декабря 06, 2019

ЦНОиПК КНУ провел Круглый стол «Современные подходы к повышению качества и эффективности подготовки в магистратуре»

22 апреля 2011 года в Большом актовом зале КНУ состоялся Круглый стол «Современные подходы к повышению качества и эффективности подготовки в магистратуре». Организатором данного меропиятия выступил Центр непрерывного образования и повышения квалификации КНУ.


Круглый стол открыл проректор по научной работе и инновациям КНУ Т.Т.Каракеев. После приветствия участников мероприятия он передал слово первому заместителю директора ЦНОиПК А.Б.Шамшиеву.


В работе Круглого стола приняли участие представители столичных вузов, осуществляющих подготовку по магистерским программам и вузы, желающие введения в образовательные программы профильной магистерской подготовки, а именно:

 

  • Казахстанского университета им. С.Демиреля (Казахстан);
  • Бишкекского гуманитарного университета им. Х.Карасаева;
  • Кыргызского государственного университета им. Арабаева.

 

В рамках круглого стола выступили:


А.Б.Шамшиев – к.б.н., первый заместитель директора ЦНОиПК.


Он отметил, что многие вопросы функционирования и дальнейшего развития магистратуры в университетах страны требуют решений на государственном уровне:


  • Особо остро стоит вопрос о месте магистратуры в структуре высшего профессионального образования. В действующих нормативных документах государственного уровня сейчас отсутствует содержательное определение понятия «основная образовательная программа подготовки магистров»;
  • Отсутствует четкий порядок госбюджетного нормативного финансирования магистерской подготовки;
  • Не установлен порядок определения и выделения государственным органом управления образования государственным вузам контрольных цифр приема в магистратуру для обучения на госбюджетной основе;
  • Отсутствуют нормативные документы, определяющих порядок приема в магистратуру на конкурсной основе лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата;


Далее он подчеркнул, что особое беспокойство вызывает отсутствие программ специализированной (профессиональной) и профильной (годичной) магистерской подготовки.


Ключевыми направлениями повышения качества образования в магистратуре должны стать:

 

1. Совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов;

2. Поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и её информационного, кадрового, материально-технического обеспечения.

3. Повышение уровня теоретической подготовки магистрантов.

Первый заместитель директора ЦНОиПК отметил, что  в результате вышеперечисленных изменений в образовательном законодательстве, произойдет замещение специальностей по двум направлениям:

 

  • Формирование массового  бакалавриата и тем самым переход на 4-летнее высшее образование;
  • Формирование магистратуры как элитной формы высшего образования с ограничением доступности, ибо магистратура будет, по-видимому, преимущественно платной.


А.Б.Шамшиев завершил свое выступление со следующим предложением:


Любые реформы в образовании, где бы они не происходили, должны, быть понятными, оправданными и убедительными. Очень хотелось бы надеяться, что предложения Минобрнауки КР направлены на позитивное развитие отечественной системы высшего образования, на повышение качества и конкурентоспособности выпускников наших вузов.


А.Р.Копжасарова - ответственный научный сотрудник Казахстанского университета им.С.Демиреля


Рассказала об опыте подготовки магистрантов в университете имени Сулеймана Демиреля, где  подготовка кадров в магистратуре осуществляется в соответствии:

 

  • ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования);
  • Классификатором специальностей высшего и послевузовского   образования Республики Казахстан;
  • Учебно-программной документацией;
  • Индивидуальным  планом работы магистранта;
  • Другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.


Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается  академическая степень «магистр».


Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом:


  • При профильной подготовке:

- не менее 24 кредитов (со сроком обучения 1 год);

- не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года).

  • При научной и педагогической подготовке: не менее 47 кредитов.

 

А.Р.Копжасарова также подчеркнула важность существования  профильной подготовки магистрантов, где студенты в течение одного года не отрываясь от производства, имеют получать академическую степень магистра, т.е. магистра-менеджера.


Т.Т.Машрапов - декан восточного факультета БГУ


Рассказал об опыте повышения качества подготовки магистрантов в Бишкекском гуманитарном университете им.Х.Карасаева, где основной характеристикой, определяющей качество подготовки в магистратуре как результата образования является исследовательская компетентность магистра. Сформированность исследовательской компетентности магистра может проявляться через показатели качества продукта учебной деятельности магистра (магистерской диссертации и динамику личностных характеристик исследовательской деятельности магистранта.  Качественные результаты образования в магистратуре могут быть достигнуты при выполнении двух групп условий (дидактических и организационных), определяющих формирование опыта деятельности магистров в контексте различных исследовательских цитуаций, ориентированных на решение проблем образования.


"Проблема выявления условий качественной подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности ранее не исследовалась и ввиду этого на сегодняшний день в теории и практике высшего образования актуализируется противоречие между заявленными в документах целями магистерской подготовки и недостаточным обоснованием необходимых условий для их достижения, что не позволяет обеспечивать современное качество подготовки магистрантов к научно-исследовательской работе. Инициатива КНУ по внедрению в структуру высшего профессионального образования образовательной программы профильной магистратуры необходимо и совевременно", - отметил Т.Т.Машрапов


Б.Ж.Баячорова - директор Евразийского института инновационных технологий КНУ, к.ф-м.н., доцент


Она рассказала о том, что Магистерсткие программы в ЕвразИИТ созданы  в 2006 году при поддержке фонда ТАСИС. ППС обязательно проходит стажировку в ведущих европейских университетах, срок обучения магистрантов 2 года, все учебные планы составлены по кредитной технологии.


М.М.Кучуков –директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации КНУ, д.и.н., профессор


Отметил, что подготовка кадров в магистратуре должен осуществляться по двум направлениям: профильному и научно-педагогическому. Научно-педагогическая программа подготовки магистров реализовывает, образовательные программы подготовки кадров для системы высшего послевузовского образования и научно-исследовательского сектора, обладающих углубленной профессиональной подготовкой. Образовательные программы профильной магистратуры носят прикладной характер обучения, направлены на привитие управленческих навыков и обеспечения подготовки профессиональных менеджеров.


К.У.Утуров - КГУ им. И.Арабаева, д.п.н, профессор


Поблагодарил организаторов Круглого стола и выступил предложением о необходимости актуализации учебных планов по профильным магистерским программам, которые в дальнейшем  позволить всем повысить уровень профессиональных компетенций выпускников вузов в области антикризисного управления, педагогики, экономики и т.д., усилить их конкурентоспособность на рынке труда.


Т.З.Ниязов - декан факультета географии и экологии КНУ


Отметил, что пора обновлять ГОС ВПО, где будет открыта профильная и специализированная магистратура. Она необходима, мы работаем с немецкими специалистами по магистерской подготовке и столкнулись с этой проблемой, где немцы не соглашались с  содержанием и структурой действующих  учебных планов магистратуры и отметили о включении в учебные планы лишних ненужных дисциплин и предметов и т.д. И мы подготовили проект по Водным ресурсам, где магистрантами будут разработаны модели их реализации. Эти проекты  и программы по использованию водных ресурсов  должны быть предложены для использования в Казахстане, Китае и Узбекистане.


Также, мы все знаем, что наши ныне действующие магистерские программы без адресная, поэтому мы должны внести предложение в МОиНКР.  Также необходимо нам внести предложение по созданию международного учебно-методического совета, где совет структуры управления научными кадрами должно быть на кафедрах и т.д.


А.Т.Акматова - к.б.н., доцент


Предложила разработать образовательные стандарты по профильной магистратуре и внести на рассмотрение в орган управление образованием.


А.А.Абдукаримова - к.э.н, доцент


Рассказала об опыте организации магистерской подготовки на кафедре  «Менеджмента и бизнеса», где  с 2008 года стали принимать магистрантов (на эту специальность) со меной направления, которая дала  возможность на популяризацию магистерских программ в те годы. И отметила, что  они  ввели новые дисциплины такие как Управление международными проектами и международная торговля по опыту РУДН. Также она подчеркнула, что  поддерживает  открытие профильной магистратуры в КНУ Ж.Баласагына  подготовкой на кафедрах..


Р.М.Ныязбекова - заведующий учебным отделом ЦНОиПК, к.п.н


В своем выступлении она отметила, что исследовательская компетентность магистра в сфере образования -это свойство личности специалиста, необходимое для качественного решения проблем образования средствами деятельности научно-исследовательского характера. При этом компетентность включает в себя необходимые знания, сформированность основных исследовательских умений, объективное представление о себе и своей исследовательской деятельности, мотивацию к научному поиску. Данные характеристики проявляются в способности магистранта к их гибкому применению в решении задач образования. Исследовательскую компетентность специалиста в области образования, которых готовит магистратура университета, можно представить через взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций, которые наполняют ее содержательно. Развитие специальных компетенций магистрантов происходит в процессе работы над диссертацией, их вариативность определяется исследуемой областью и научным направлением магистерской подготовки, принадлежностью исследования магистранта к той или иной научной школе университета.


Также, Р.М.Ниязбекова отметила, что многолетний опыт подготовки магистров в КНУ показал, что в современных условиях с развитием экономики и рыночных отношений вытекает необходимость внедрение в систему высшего образования республики образовательные программы  профильной магистратуры. И предложила разработать все необходимые документы по профильной магистратуре и внести на рассмотрения в МО и Н КР.

 

Основной целью Круглого стола было обсуждение направлений по повышению качества и эффективности подготовки в магистратуре, а также дальнейшего его развития. В ходе обсуждения пришли к единому мнению о том,  что для качественной подготовки магистров и их методического и организационного обеспечения в  период перехода на ГОС нового поколения необходимо открытие новых магистерских образовательных программ: профильной магистратуры, специализированной магистратуры и тд.

 

Развернувшаяся на круглом столе динамичная дискуссия по всем основным вопросам продемонстрировала актуальность вынесенных для обсуждения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате обсуждения были внесены следующие предложения:

 

1. Совершенствовать организацию самостоятельной работы магистрантов;

2. Найти оптимальные формы организации научно-исследовательской работы в магистратуре и её информационного, кадрового, материально-технического обеспечения;

3. Повысить уровень теоретической подготовки магистрантов;

4. Подготовка и переобучение профессорско-преподавательского состава, включая стажировки и программы обмена опытом;

5. Увеличить степень информированности всех заинтересованных лиц (студенты, выпускники, преподаватели) о возможностях программ профильной магистратуры и организовать по структурам КНУ информационные встречи и презентации относительно внедрения профильной магистратуры;

6. Создать рабочую группу по КНУ для разработки  процесса внедрения образовательных программ  профильной магистратуры в КНУ и вузы республики;

7. Открыть и развивать систему подготовки специалистов по программе профильной (профессиональной) магистратуры.

8. Ходатайствовать перед руководством   МО и Н КР о разработке стандарта  по профильной магистратуре и  включение в ГОС ВПО КР.