17 января 2025 года в большом актовом зале главного корпуса состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в Кыргызстане», посвященная 100-летию Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына.
В роли организаторов мероприятия, организованного с целью содействия развитию системы инклюзивного образования в Кыргызстане через адаптацию новых программ обучения в соответствии с международными стандартами по повышению потенциала учителей школ и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, выступили: Институт переподготовки и повышения квалификации кадров КНУ им. Ж.Баласагына и Ассоциация школ социальной работы Кыргызстана.
В работе конференции приняли участие представители Министерства образования и науки КР, Министерства труда, социального развития и миграции КР, Совета по делам лиц с инвалидностью при Кабинете Министров КР, международные и национальные эксперты по вопросам инвалидности, реабилитации и инклюзии КР, представители вузов КР и зарубежных стран, детских реабилитационных центров, пилотных школ и детских садов, общественных организаций, а также студенты и аспиранты.
Пленарное заседание мероприятия с вступительным словом открыл его модератор, первый проректор — проректор по учебной работе КНУ Алайбек Шамшиев. Говоря о важности выбранной совместно с партнерами теме конференции, он отметил, что в течение последних 2-х лет под патронажем МОиН КР и ЮНЕСКО учеными Национального университета были проведены научно-исследовательские работы по здоровому образу жизни учащихся образовательных учреждений страны совместно с Международным фондом «Вклад в будущее» России. В процессе внедрения результатов исследования они столкнулись с проблемой обеспечения доступности образования для детей инклюзивной среды. — Как известно, в Кыргызстане живут 298 тыс. граждан с ограниченными возможностями, из них 39 тыс. — дети, причем только 2,5 тыс. детей охвачены образовательной системой и другими социальными службами, — отметил Алайбек Шамшиев. — Понимая это, в прошлом году была принята госпрограмма, где одним из основных пунктов является создание доступной среды образования для лиц с ограниченными возможностями. Поэтому, основными задачами нашей конференции являются:
- выработка предложений по усовершенствованию законодательных актов Кыргызской Республики в сфере инклюзивного образования;
- улучшение системы подготовки специалистов социальной работы;
- внедрение международных стандартов инклюзивного обучения в образовательный процесс вузов КР;
- рассмотрение возможности создания центра по развитию научно-прикладной деятельности инклюзивного образования.
Затем, с приветственными словами к участникам конференции выступили:
- Жанузакова Кыял Байышовна — заместитель министра труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики;
- Исаков Толкунбек Маматович — заместитель председателя Совета по делам лиц с инвалидностью при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
- Суйуналиева Бурулсун Шаршеновна — президент Ассоциации школ социальной работы КР, к.э.н., доцент АГУП КР.
С докладами по теме конференции выступили:
- Асанбаева Бермет Иманалыевна — ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного и начального школьного образования Кыргызской академии образования: «Развитие инклюзивного образования в Кыргызской Республике: Нормативная правовая база»;
- Карабалаева Гульмира Таштановна — заведующий кафедрой педагогики высшей школы КНУ им. Ж. Баласагына, доктор педагогических наук: «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в вузах Кыргызской Республики»;
- Кутанова Рано Алымбековна — руководитель центра повышения квалификации учителей и инклюзивного образования института переподготовки и повышения квалификации кадров КНУ им. Ж.Баласагына, кандидат педагогических наук, доцент: «Здоровый образ жизни в инклюзивном образовании: опыт и перспективы в Кыргызской Республике»;
- Владимирова Оксана Николаевна — руководитель центра инноваций, технологий и образования АО «ЦИТО» госкорпорации Ростех (г. Москва), профессор кафедры медицинской реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета Минздрава России (г. Санкт-Петербург), международный эксперт ООН по инвалидности и реабилитации, доктор медицинских наук, профессор; Ковалев Виталий Александрович — руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Российского государственного социального университета: «Путь развития инклюзивного образования в России (онлайн)»;
- Суйуналиева Бурулсун Шаршеновна — член Совета по делам лиц с инвалидностью при Кабинете Министров Кыргызской Республики, президент Ассоциации школ социальной работы КР, международный эксперт ООН по социальным вопросам, кандидат экономических наук, доцент АГУПКР: «Ассоциация школ социальной работы Кыргызстана: развитие неформальной формы образования на стадии переподготовки и повышения квалификации кадров»;
- Елена Гионис — директор программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры по подготовке специалистов в специальном образовании (интеллектуальных нарушений, аутистического спектра, эмоционально-поведенческих расстройств, нарушений в обучении), эксперт в области инклюзивного и специального образования, законодательств и программ для детей с особыми потребностями, Канверский университет (США), доктор педагогических наук, профессор; «Многообразие и инклюзивность в системе образования США»;
- Багдасарян Джемма Самвеловна — и.о. ректора Университета практической психологии и социологии «Урарту», международный эксперт ООН по социальным вопросам, кандидат психологических наук: «Инклюзивное образование в общеобразовательных школах и на уровне профессиональной подготовке лиц с инвалидностью в Армении (онлайн).
После перерыва, работа Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в Кыргызстане» продолжилась в секции, где в роли модератора выступила Суйуналиева Бурулсун Шаршеновна. В ходе секционного заседания с докладами выступили:
- Веричева Ольга Николаевна — заведующий кафедрой социальной работы Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент: «Социально-педагогические технологии, как способ развития инклюзивного высшего образования (онлайн)»;
- Жусубалиев Абдикайым Рысбаевич — заведующий кафедрой социологии и социальной работы КНУ им. Ж.Баласагына, кандидат социологических наук, доцент: «Методология подготовки специалистов социальной работы в Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына»;
- Токторбекова Нурзыйнат Асаналиевна — заведующая кафедрой социальной работы Ошского государственного университета, представитель Ассоциации школ социальной работы Кыргызстана в южном регионе страны, кандидат исторических наук, доцент: «Профессиональная подготовка лиц с инвалидностью в Ошском государственном университете (онлайн)».
Участники мероприятия отметили роль КНУ им. Ж.Баласагына и Ассоциации школ социальной работы Кыргызстана в организации и проведении Международной научно-практической конференции на высоком уровне и выразили благодарность международным и национальным спикерам, определили дальнейшие действия в развитии инклюзивного образования в Кыргызской Республике.
Международная конференция завершилась принятием резолюции.
Материалы по теме: