4 и 5 декабря 2025 года в театральной студии Vagantы факультета русской и славянской филологии состоялась студенческая театральная постановка драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859) – одной из самых глубоких и психологически насыщенных пьес в русской драматургии XIX века. Классический текст зазвучал по-новому в исполнении молодых исполнителей – студентов 2-го и 3-го курсов факультета, сумевших передать ключевые идеи произведения: трагедию подавленной личности, конфликт между долгом и свободой, страх перед общественным осуждением и внутренний поиск правды.
Режиссёром-постановщиком пьесы является руководитель театральной студии Vagantы – ст. преп. Лариса Эмильевна Яковлева. Режиссёрское решение было построено на сочетании традиционной и условной сценографии. Декорации и символические детали костюмов создавали атмосферу замкнутого, давящего пространства, в котором живёт Катерина Кабанова.
Особого внимания заслуживает актёрская игра студентов, сумевших глубоко прочувствовать свои роли. Катерина предстала не только жертвой жестоких обстоятельств, но и сильной натурой, не способной принять ложь как норму жизни. Кабаниха воплотила собой суровую, неумолимую власть традиций, но вместе с тем — любящую мать. А образ Тихона раскрыл трагедию слабости и внутренней беспомощности, хотя у него доброе сердце. Борис в интерпретации исполнителя стал не просто романтическим героем, а человеком, разрываемым между чувством и социальными рамками.
Музыкальное оформление и звуковые эффекты усиливали драматизм сцен. Особое место заняло символическое звучание «грозы» – как природного явления и как внутреннего взрыва в душе героини. Роль Катерины в постановке исполнили две студентки: 4 декабря – Сакимбаева Асылзат (3-й курс); 5 декабря – Урматова Медина (2-й курс). Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе, – Шарипов Орифжон. Борис Григорьевич, племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный, – Пападзе Давид. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова, – Алиева Карина. Тихон Иваныч Кабанов, сын Кабановой, – Акынали уулу Кайратбек. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, – Бекжан уулу Нурбек. Варвара, дочь Кабановой, – Асангожоева Айжан. Феклуша, странница, – Муканбетова Жазгул. Глаша, девушка, – Турдалыева Тунукай.
Постановка стала не только частью учебного процесса, а серьёзным художественным высказыванием. Она показала, что русская классическая литература XIX века остаётся актуальной и близкой современному поколению, ведь проблемы свободы личности, морального выбора, любви и верности не теряют своей остроты и сегодня.
(С) Епанешникова Л.В. — ст. преп.