В КНУ обсудили проблемы цифровой маркировки товаров в Кыргызстане

15 апреля 2021 года в Центре цифровых технологий состоялся круглый стол на тему: "Цифровая маркировка товаров в Кыргызстане: проблемы и перспективы". Целью мероприятия, организованного факультетом управления и бизнеса при поддержке группы компаний «Новая норма», стало обсуждение в широком кругу общества и актуализация процесса внедрения цифровой маркировки товаров в Кыргызской Республике.

С приветственной речью выступил ректор КНУ Канат Садыков. Он отметил, что внедрение цифровой маркировки товаров в Евразийском экономическом пространстве и в Кыргызской Республике является самой актуальной проблемой. Национальный университет, как флагман в сфере образования и науки страны, занимает ведущую роль в подготовке национальных кадров для разных сфер деятельности. В настоящее время перед университетом стоят задачи, связанные с развитием цифровых технологий образования, подготовкой современных маркетологов, логистов, программистов, менеджеров, компетентных в решении вопросов цифровой экономики и цифрового бизнеса. На факультете управления и бизнеса систематически проводится мониторинг, совершенствуется учебная деятельность с учетом современных условий рынка труда, требований работодателей и международных тенденций в сфере бизнес образования. Данный круглый стол пример тому, что факультет имеет тесное сотрудничество с бизнес сообществом.

Модератор КС, декан факультета управления и бизнеса Меримкуль Керимкулова отметила, что участниками мероприятия являются руководители и представители государственных органов, ассоциаций предпринимателей, бизнес компаний, общественных фондов, вузов, студенты и магистранты, которые должны принимать прямое участие в процессе внедрения цифровой маркировки товаров. В онлайн режиме приняли участие представители региональных вузов и бизнес компаний.

В работе КС были обсуждены следующие актуальные темы:

  • «Подготовка бизнес специалистов в условиях цифровой экономики КР»: Керимкулова М.К., к.э.н., доцент, декан ФУиБ;
  • «Задачи политики маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе»: Беков Р., Чыныбеков Р.С., Компания «Новая Норма»;
  • «Современные реалии внедрения цифровой маркировки товаров в КР»; Абдыров Т.Ш., д.э.н., профессор, председатель Ассоциации по цифровой маркировке товаров и фискализации в КР;
  • «Подготовка IT специалистов в сфере цифровой маркировки товаров в Кыргызстане»: Алишов Б. А.

В ходе КС были определены проблемы развития бизнес образования, внедрения цифровой маркировки и другие социально-экономические задачи в эпоху цифровой экономики.

В своем выступлении Керимкулова Меримкуль отметила такие предпосылки трансформации в системе бизнес образования как:необходимость обеспечения рынка труда универсальными специалистами; тотальная цифровизация экономики, в том числе бизнес сферы; появление новых профессий;стирание понятий между формальным и неформальным образованием; внедрение дистанционных образовательных технологий и др.

Председатель Ассоциации по цифровой маркировке товаров и фискализации в КР Абдыров Толонбек отметил, что в целях внедрения системы маркировки товаров средствами идентификации Правительством КР и общественными инициаторами проведены ряд мер. Он отметил необходимость кроме обязательной маркировки табачных изделий и алкогольной продукции, внедрение маркировки большинства других товаров и бланков строгой отчетности. Это позволит потребителям:уверенность в приобретении легальной и качественной продукции; защиту жизни и здоровья; инструмент контроля и защиты собственных потребительских прав. Бизнесу посредством маркировки будут обеспечены рост доходов и повышение конкурентоспособности легального «белого» бизнеса; автоматизацию торговли и снижение издержек; доступ к сведениям о поставщиках и производителях продукции. Государству использует цифровую маркировку как механизм сокращения «черного» и «серого» рынка, увеличения производительности труда; повышения налоговых платежей; оптимизации системы контроля товарных рынков.

В своих выступлениях Алишов Бегимбай, Чыныбеков Руслан и  Беков Рамиль раскрыли алгоритм процесса цифровой маркировки и отметили о необходимости внедрения новых дисциплин в учебные планы, совместной подготовки специалистов для цифровой маркировки.

С вопросами и предложениями также выступили: Кожогулова В.С. - к.э.н., профессор, директор учебного информационно-консультационного центра, зав.кафедрой ФК КНАУ им. К.И. Скрябина; Закиров А. - генеральный директор ОсОО “INTERTEX”; Сабитакунова Ж.С. - гендиректор ОсОО Буламык, член ТПП КР; Кулова Э.У. - д.э.н., профессор, декан ЭФ КНУ; Асанова А.А. - д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента ФУиБ КНУ и др. Все выступившие высказали мнение о том, что проблемы внедрения цифровой маркировки должны актуализироваться, пропагандироваться и решатся на государственном уровне.

Участники КС выразили благодарность организаторам и спикерам за высокую организацию и информативность мероприятия. По итогам КС определены основные направления сотрудничества факультета управления и бизнеса КНУ им. Ж.Баласагына с бизнес средой и принята резолюция.

02

04

06

08

10

12

press knu 2021

Керимкулова М.К. - декан ФУиБ