Вторник, Июня 25, 2019

Алайбек Шамшиев: "Модернизация ВПО начинается с механизмов поступления в вузы"

altВведение двухуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике выявило ряд проблем касающихся сбалансированности интересов различных социальных слоев общества. Обновление содержания и структуры ВПО должна осуществляться, прежде всего, в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики и всех заинтересованных ведомств, а также с родителями и работодателями. Особенно важным аспектом в этом процессе является отсутствие понимания, какие компетенции получают бакалавры и магистры. Понимание компетенций бакалавра и магистра в значительной степени важно для работодателей, поскольку практическое трудоустройство будущих выпускников ВУЗов зависит от них.

Проводимая реформа в отечественной экономике неизбежно приведет к изменению занятости населения: сокращение неэффективных рабочих мест, перераспределение работников по секторам экономики, возникновение новых направлений занятости и т.п.. В этих условиях рынок труда должен стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, ориентированных на те уровни компетенций, которые предлагает высшее профессиональное образование.

В настоящее время отечественное законодательство не устанавливает требований при занятии тех или иных должностей, квалификации «бакалавр» или «магистр». Нам представляется , что законодатели должны были бы вести данную работу одновременно с проработкой квалификационных требований к должностям, требующим наличия высшего профессионального образования указанных выше квалификаций. Например для государственных служащих всех рангов (Налоговая служба, Таможенная служба, работники аппарата министерств и ведомств), в соответствии их специфики, установливать квалификационные требования, предусматривающие наличие высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» или «магистр».

Безусловно, введение двухуровневой системы высшего профессионального образования в республике повлечет ряд негативных последствий, вызванных несбалансированностью во времени законодательных действий сфер профессиональной подготовки и сфер приложения труда лиц, обучившихся по новой системе высшего профессионального образования. Даже то , что законодательно определено, что переход на новую систему высшего профессионального образования будет осуществляться постепенно. В процессе такого перехода допускается возможность параллельного существования элементов старой и новой систем высшего профессионального образования, с последовательным обязательным переходом на новую. На данном этапе очень важно, чтобы работодатель занимал активную позицию на уровне своей компетенции параллельно с модернизацией подготовки профессиональных работников.

Другим важным моментом при реформировании отечественного высшего профессионального образования является то, что она затрагивает практически каждую семью. Поэтому суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению и выноситься на обсуждение, а результаты общественного мнения должны учитываться при проведении реформы образования.

В условиях реформы высшего профессионального образования для абитуриентов важным является количество учебных мест, на которые принимаются студенты для обучения за счет средств государственного бюджета, а также условия такого приема. Практически все государственные ВУЗы перешли на подготовку основной части студентов на платной основе.

Законодательно установлено, что общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств гос. бюджета и по контракту , и структура их приема устанавливаются ежегодно Министерством образования и науки КР в соответствии с нормативами, установленными законом КР "Об образовании».

Если говорить о повышении доступности высшего профессионального образования, а это, прежде всего экономические возможности населения оплатить это образование, то государству необходимо рассмотреть и внедрить систему образовательных кредитов для студентов и заложить в стратегию развития страны.

Один из важнейших условий современности - уровень обязательного высшего образования, который должен получить каждый гражданин страны. Необходимо отметить, что целый ряд стран уже поставил задачу и реализуют программу всеобщего высшего образования населения.

Фактически высшее образование реально стало условием обязательной социализации в быстроменяющем современной экономике страны и мира. Поэтому Министерству образования и науки КР не следует сокращать число студенческих мест, не ограничивать доступ к высшему образованию, а наоборот, сделать его полностью доступным для каждого желающего.

Поэтому министерству необходимо пеерсмотреть условия поступления в вузы или совершенствовать систему поступления в ВУЗы по результатам Общереспубликанского тестирования (ОРТ).

Всем нам известно, что ОРТ представляет собой набор тестов, результаты которых проверяются совершенно механически, на основании заранее составленных шаблонов. По своей сути такого рода тест представляет собой классическую задачу Тьюринга об определении разумности испытуемого. Решение данной задачи, данное Тьюрингом, гласит: «суждение о разумности или неразумности исследуемого может вынести только субъект более разумный». Никто не отрицает, что введение ОРТ в 2002 году республике дала положительные результаты в процесс поступления в вузы: снижен уровень коррупции при поступлении.

Приоритеты определенные еще 2002 годах уже устарели, поэтому с учетом изменения отношений к изучаемым объектам учеников, где они овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем необходимо изменить содержание ОРТ.

Двухуровневое высшее профессиональное образование, безусловно, отвечает требованиям всеобязательного высшего образования, поскольку сокращает период обучения для лиц получающих образования с целью выполнения только «исполнительских» функций на рынке труда.

Всем известно, что XXI век становится веком массового высшего образования. По охвату высшим образованием Кыргызстан практически не отстает от других стран, однако встает задача - обеспечить его достойное качество, то есть все выпускники отечественных вузов должны иметь компетенции, соответствующие требованиям современной экономики. Для этого необходимо, повысить гибкость ВУЗов в части увеличения количества курсов по выбору, что особенно актуально для первой ступени высшего профессионального образования. Правительству страны необходимо делегировать Минстерству образования и науки полномочия самостоятельного рассмотрения и утверждения ГОС ВПО по всем направлениям подготовки специалистов. Данное полномочия даст Министерству образования и науки оперативно регулировать содержания образования установленные в ГОС с учетом быстроменяющей социально-экономических положений во всем мире.

Проводимая в республике реформа высшего профессионального образования – это общенациональная задача, она не должна осуществляться как ведомственный проект, поскольку она затрагивает интересы всего общества, которые не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений реформы и развития образования не может замыкаться только в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

 

Алайбек Шамшиев

 

к.б.н., доцент КНУ им. Ж.Баласагына

Билдирүү кошуу - Добавить комментарий

Билдирүүлөрдү сайтка катталбай эле калтырууга болот. Бул учурда алар модератор тарабынан "адептүүлүккө" текшерилип, анан жарыяланат.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.


Защитный код
Кодду жаңылоо - Обновить код