Вторник, Мая 21, 2019

История факультета (обновлен 10.11.2018)

1. Краткая история и основные направления обучения

Факультет истории и регионоведения – один из старейших и ведущих факультетов Кыргызского Национального университета имени Жусупа Баласагына. Он был образован в 1934 году на базе факультета общественных наук Кыргоспединститута.

Факультет осуществляет фундаментальную, углубленную специальную подготовку в области отечественной и всеобщей истории, языка, культуры, этнологии, археологии, мировых и региональных цивилизаций, политической системы и международных отношений по изучаемым регионам. Факультет в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами реализует профессиональные образовательные программы. Сотрудники активно участвуют в научно-практических и международных семинарах и конференциях, также активно вовлечены в работу по подготовке учебников, учебных по­собий и программ.  Преподаватели факультета участвуют в программах обмена опытом и проходят языковые стажировки в ведущих вузах РФ, КНР, Японии.  Для проведения мастер-классов приглашаются ведущие зарубежные и отечественные специалисты.

Сегодня факультет готовит высококвалифицированных специалистов по следующим направлениям:

  • 530400 – История
  • 531500 – Регионоведение

Факультет осуществляет подготовку магистров по нескольким специализациям.

История

  • Очная форма обучения 4 года,
  • Заочная форма обучения  5 л.

Учебный план включает курсы отечественной и всеобщей истории, истории культуры и искусства, специальные исторические дисциплины, иностранные языки и многие другие. Проведение учебных практик для студентов - педагогической, археологической, архивной, музейной — способствует развитию самостоятельного мышления, формированию навыков применения теоретических знаний на практике.

Регионоведение

  • Очная форма обучения   4 года.

Профессиональная деятельность регионоведа направлена на комплексное изучение того или иного региона в разрезе: населения, истории и этнографии, экономика и политика, наука; культура, религии, языки (японский, китайский, турецкий, английский, французский и др.), литературы и традиции народов.

Структура факультета

Образовательный процесс обеспечивают 4 кафедры и музейно-исследовательский центр:

  • Кафедра истории Кыргызстана;
  • Кафедра археологии, этнологии, источниковедения и историографии;
  • Кафедра всеобщей истории;
  • Кафедра регионоведения и кыргызоведения;
  • Музей КНУ и музейно-исследовательский центр.

2. Интерактивные модели обучения

При проведении занятий преподаватели пользуются новейшими методами обучения, как семинар - дискуссия, кейс – метод, организационно-деятельностная игра, методом анализа конкретной ситуации, командной игрой и интерактивной доской. 

3. Сотрудничество с международными организациями через стипендиальные фонды

Факультет истории и регионоведения сотрудничает с ВУЗми и научными учреждениями зарубежных стран и СНГ: Новосибирским государственным университетом, Институтом Археологии и этнографии Сибирской отделении РАН, Кембриджским университетом (Англия), Университетом Коку Шикай (Япония), Институтом Макса Планка (Германия), фондом Истории Северо-Восточной Азии (Корея), Университетом Екатеринбурга, Алтайским государственным университетом, Академией Наук Республики Татарстан а также с археологами КазГУ им. Аль-Фараби. Факультет поддерживают тесные связи с археологами Национальной Академии наук КР, Кыргызско-Славянским университетом, КТУ «Манас», Американским университетом Центральной Азии, университетом ЦА "Агахан".

Преподаватели факультета участвуют в международных проектах по совместному исследованию актуальных проблем истории отдельно взятых регионов и народов, осуществляет творческое сотрудничество с кафедрой исторической информатики МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедрой документоведения, архивоведения и исторической информатики Алтайского государственного университета, кафедрой источниковедения, историографии КазНУ им. Аль-Фараби, историческим факультетом Новосибирского государственного университета, историческим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета, институтом истории АН Туркменистана, институтом истории НАН Украины, Казахской академией труда и социальных отношений, Назарбаевским университетом исследования и инновационных систем, Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева, Международной Ассоциацией “История и компьютер”, Павлодарским университетом им С.П. Торайгырова и  Сибирским отделением РАН.

С Институтом Макс Планка (Германия), институтом Археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирским государственным университетом и факультетом истории и регионоведения проводится совместная комплексная археолого-палеолитическая экспедиция на памятнике Сель – Ункур (Баткенская область КР).  

Факультет принимает участие в  международных образовательных программах:

  • Кыргызско - Японского центра (JICA);
  • Института Конфуция при КНУ (бакалавр и магистратура - языковые курсы);
  • Международной образовательной программы стипендия стран Шелкового пути для бакалавров и магистрантов;
  • Правительственной стипендии для магистрантов.

4. Студенты, общественно-политическая и культурная жизнь на факультете

Студенты факультета истории и регионоведения активно участвуют в общественно-политической и культурной жизни университета. Воспитательная работа на факультете ведется по семи направлениям, включающим в себя следующий комплекс мероприятий:

  • Культурно – массовая работа;
  • Социальная политика;
  • Патриотическое воспитание;
  • Безопасность студента и профилактика правонарушений;
  • Кураторская работа;
  • Здоровый образ жизни;
  • Воспитательная работа в общежитиях.

Все проводимые мероприятия направлены на развитие ценностных ориентаций студента в контексте развития личностных и профессиональных новообразований, потребностей в самоактуализации и саморазвитии. 

Воспитательная работа  на факультете осуществляется  посредством проведения тематических  кураторских часов, проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий, организации встреч студентов с представителями общественных организаций,  встреч с ветеранами труда, участия  в общереспубликанских торжествах.

5.  Интеграция факультета в мировое образовательное пространство

Учебный процесс ведется с использованием кредитной системы ESTS в соответствии с нормативными правовыми актами КР и КНУ им. Ж. Баласагына.

6.  Партнерские программы и проекты

Факультет осуществляет научно-образовательные программы по международному сотрудничеству. Имеет международные договоренности по осуществлению программ «1+1», «1+2»  для магистрантов с ВУЗами: Алтайским государственным университетом, Московским государственным лингвистическим университетом, Уральским федеральным университетом (Российская Федерация), Казахским университетом международных отношений и мировых языков им. Аблайхана (Республика Казахстан). На основании соглашения “Евразийская интеграция” осуществляется магистерская программа с Томским государственным университетом. Студенты по направлению «Регионоведение» проходят учебные стажировки в Китае, Турции и в Российской Федерации.

7.  Иностранная профессура и волонтеры, проработавшие на факультете

Периодически проводятся гостевые лекции ведущих ученых Китая, Российской Федерации и Республики Казахстан по актуальным вопросам истории и культуры Центральной Азии.

8. Трудоустройство выпускников

Выпускники успешно находят себя в сфере образования и культуры, в системе государственного управления, правоохранительных органах, СМИ, коммерческих, внешнеэкономических и политических структурах, занимаются творчеством, политической и общественной деятельностью. По направлению “Регионоведение” работают в мэрии г. Бишкек, МИД КР, Правительство КР, ВУЗах КР, в средне-специальных образовательных учреждениях (лицеи,колледжи).

9. Стратегия развития факультета на ближайшие годы

Стратегией  факультета является подготовка высококвалифицированных и востребованных кадров, способных решать сложнейшие проблемы современного мира  и республики. Для достижения цели необходимо интегрироваться  в мировое научное  образовательное сообщество, повысить качество высшего образования с применением новейших достижений науки и техники, а также поднять уровень профессорско-преподавательского состава и укреплять материально-техническую базу факультета.