Ш.Д.Батырбаева: Источниковедение в условиях информатизации общества теоретико-методологические проблемы

 

Батырбаева Шайыркул Джолдошевна


Заведующий кафедрой ИИИИ


д.и.н., профессор



На современном этапе в постсоветском пространстве происходят  кардинальные  изменения в развитии исторической науки. Этот процесс можно наблюдать в  изменениях  теории, методологии, логики и структуры  научных исследований.  В событийной истории с одной  стороны,  начиная  с эпохи  перестройки и гласности, продолжается  активное  введение в научный оборот ранее недоступных источников, с другой стороны эра информационно-коммуникационных технологий создает более  эффективное условие для работы с источниками.  Все это  в целом, способствует изучению ранее неизвестных и запретных страниц прошлого человечества. В аналитической истории в условиях плюрализма мнений создаются фундаментальные научные концепции, опирающееся на разные подходы понимания и объяснения движущих сил исторического процесса.  В теоретической истории, исходя  из   современного  состояния общества, пересматриваются вопросы сущности,  содержания,  функции исторической науки, тем самым меняется ее место и роль в системе гуманитарных наук. Дальнейшая интеграция наук и междисциплинарный подход в научных исследованиях, меняет внутреннюю структуру исторической науки. Появляются новые области исследования, в первую очередь  основанные  на   межотраслевых связях.  Все это приводит к необходимости осмысления  всего спектра теоретических вопросов. В первую очередь это касается понятийно-категориального аппарата исторической науки .


В настоящей статье  будут рассмотрены  теоретико-методологические вопросы источниковедения в условиях информатизации общества. 


В области источниковедения складывается новое направление - компьютерное источниковедение. К сожалению, компьютерное источниковедение не  становятся неотъемлемой частью традиционного источниковедения. Хотя,        дальнейшая информатизация общества и появление новых технотронных источников, в которых основную часть составляют электронные ресурсы, логически предполагает  некий поворот в развитии источниковедения.  Как мы наблюдаем, сегодня во многом традиционное и компьютерное  источниковедение сосуществуют параллельно. Только в отдельных   центрах, где в советские годы были заложены основы квантитативной истории, успешно сложился творческий союз историка,  математика и информатика.


ХХI век – это век информационных технологий, которые  стремительно внедряются в повседневную жизнь. Наряду с экономическими, политическими, социальными факторами  виртуальный мир начал  оказывать активное влияние на развитие  общества. В такой ситуации  овладение  новыми информационными технологиями, в независимости от специальности, стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Процесс глобализации вытеснил традиционное понимание центра и  периферии. Сегодня  эффективное использование ИКТ в образовательных и исследовательских сферах обусловливает качественно новую информационную среду, и делает все больший акцент в разделении мира.


Для нашего  Центрально-азиатского региона, такое направление, как историческая информатика рассматривается как нечто новое, требующее обоснование в необходимости его применения. В этом плане нам сегодня необходимо изучить накопленный опыт в этой области.  Основываясь на  достижениях на постсоветском пространстве, и в зарубежье.


Как известно в середине  ХХ в. в результате научно технической революции  произошел информационный взрыв в обществе. В исторической науке применение ЭВМ способствовало более эффективной работе с источниками, что привело к появлению технотронных источников. Все это способствовало эффективному решению исследовательских задач в исторической науке. И привело к зарождению нового направления - квантитативная история или же клиометрика.


Сам процесс внедрения новых методов шел эволюционным путем, в тесном сотрудничестве с представителями точных наук. Начали разрабатывать теоретические вопросы причины, возможности, пределы применение ЭВМ и целесообразность и эффективность  использования математических методов в исторической науке.  Создавались совместные проекты, комиссии, школы. В таком  сотрудничестве главенствующая роль отводилась историку и его умению и профессионализму.


Необходимость обращения к новейшим методам осуществлялось  тогда, когда, когда не было  возможности решить поставленные задачи, в рамках традиционного источниковедения.  В последствии появились  целые  научные школы, применяющие математические методы и ЭВМ, в них    основные усилия, были направлены  на изучение массовых источников,  на раскрытие содержания и  выявления  закономерностей функционирования человеческого общества.


Результатами стало появление фундаментальных научных исследований, посвященных как источниковедческим, так и собственно  историческим проблемам. Следует отметить, что данный период в целом  характеризуется  творческим  союзом  историков  и математиков, начинают использоваться методы и техники точных наук,  которые  неразрывно  связаны с традиционными исследовательскими  работами с источниками.


С середины 80-х годов ХХ в. и особенно после распада СССР, кризис исторической науки, привел к снижению исследований методологии в источниковедении.  Это стало следствием   деидеологизации исторической науки, установлением плюрализма мнений в подходе к пониманию и объяснению исторического процесса. Парад суверенитетов государств в постсоветском пространстве привел к формированию по настоящему национальных исторических  школ, где  краеугольным камнем стало  изучение самоидентичности,  поиск истоков национального самосознания, самобытности  культуры и т.д.


Изменение приоритета направлений научных исследований  напрямую повялило на содержание источниковедческих изысканий, где на первое место выходят введение в научный оборот ранее неизвестных источников. Следствием этого стало снижение интереса разработки теоретико-методологических вопросов исследования источников, в том числе применение математических методов с использованием ЭВМ.         Естественно, в такой обстановке эту нишу старались заполнить те ученые-любители истории, которые исходили  в постановке исследовательских задач    от  возможности  методов  точных наук и ЭВМ. Например,   нашумевшие книги и статьи А.Т.Фоменко и Г.В. Носовского, посвященные  глобальной корректировке хронологии исторического процесса вызвали большой интерес среди широкого круга  творческой интеллигенции. В  то же время   оттолкнули многих историков-профессионалов  от  желания  применять  в  исследовании  методы точных наук и компьютерные технологии,  и подвергли  сомнению и отрицанию  результаты   исследований в области   квантитативной истории.


В то же время, в начале 90-х годов ХХ в.  продолжается бурный рост  информационных технологий. С началом появления персонального компьютера и Интернета  качественно меняется  информационная культура общества.  Начавший процесс информатизации общества  охватывает  историческое образование и  исследование,  ставятся  вопросы    как использовать новые информационное технологии в исторической науке. В этом плане образование  международной  организации Ассоциация «История и компьютер» стала логическим продолжением процесса информатизации  гуманитарного образования.  В первое десятилетие деятельность  ассоциации  в основном акцентировалось  на возможностях ИКТ для историков как  нового  инструментария. Изучались такие вопросы  как  возможность компьютерных технологий использовать различные прикладные программы. Так же ставилась задача  перевода традиционных источников в электронные, и  создание источнико - ориентированных и проблемно-оритентированных баз данных, с последующим размещением  их в Интернет. Надо отдать должное,  усилию не только деятельности членов  ассоциации, а также всех историков, заинтересованных в использовании компьютерных технологий. Благодаря  проделанными ими работы сегодня историческая наука, как и другие смежные направления имеют определенные достижения по внедрению и овладению ИКТ. Доказательством этого стало  то, что появилась  востребованность в новом  направлении – историческая информатика.  Об этом свидетельствуют  действующие центры, лаборатории, кафедры исторической информатики во многих вузах на постсоветском пространстве. Где координирующим  звеном является кафедра исторической информатики  МГУ им. Ломоносова.


На современном этапе  в области  исторической науки как в работе  с источниками, так  и в разработке  новых научных концепций  возрождается  интерес к методам  точных наук. Этому  способствует с одной стороны  качественное изменение в самом развитии исторической науки, с другой стороны  в результате развития ИКТ изменяется кардинальным образом  сам корпус источников и  методы  работы с ними.


К концу ХХ века как  в целом обществе, так в исторической науке начинается критическое переосмысление, отход от необоснованного отрицания достижений советского периода, в том числе советской исторической науки.   И в такой ситуации  обращение к возможностям ИКТ  и методам точных наук  вновь  становится востребованным в  преодолении  чрезмерной субъективизации  научного познания прошлого.


Направление историческая информатика переживает сложный период. Если последнее десятилетие основное усилие  было направлено на возможность  и эффективность  ИКТ  в изучении исторических источников, то сегодня проникновение НИТ  в повседневную жизнь  опережает  образовательный процесс. Школьное образование уже строится  с учетом  достижений ИКТ. В вуз поступает поколение, которое  на достаточном уровне  владеет возможностями  ИКТ.  Об этом, в частности говорилось на  конференции АИК в 2006 г.  как о точке бифуркации в развитии исторической информатики.  Дальнейшее развитие данного направление  становятся возможным лишь  в комплексном подходе использование ИКТ и методов точных наук.  В соответствии с постановленной исследовательской задачей актуальным становится разработка специальных исторических алгоритмов для выявления сущности содержания, закономерности функционирования исторических явлений и  процессов.


Исходя из вышеизложенного следует, что, в условиях информатизации общества пришло время объединить усилия  источниковедов и в целом историков в вопросе применения ИКТ и методов точных наук перейти  к  активному сотрудничеству. Для этого  необходимо  снизить разрыв по уровню внедрению и использованию ИКТ и  математических методов.  Большие угрозы  в этом плане представляют не те слои историков которые категорически отрицают применение ИКТ,  математических методов и ратуют за традиционное источниковедение, а  те которые до конца  не осознают пределы и возможности нового методологического инструментария историка. Особенно следует предостерегаться тех ученых, которые без учета специфики социальных явлений, а также ради модного течения, игнорируют целесообразность обращения к  подобным методам  изучения источников.


Для этого  на наш взгляд необходимо  преодолеть  искусственно созданный разрыв между традиционным и компьютерным источниковедением. Компьютерное источниковедение не должно стать самостоятельным направлением в источниковедении, а должно быть  неразрывной частью разных направлений в источниковедение. Стать следующей ступенью в развитии традиционного источниковедения. Такой подход, во-первых, позволит создать большое количество баз данных по различным источникам. В пределах традиционного источниковедения нерешенные  вопросы, касающиеся  восполнения  пробелов в источниках, извлечение из них потенциальной информации, определение уровня информативной   возможности источника можно решить путем   применение  математические методы и ПК.  В частности эффективное изучения традиционных источников отражающее массовое явление, можно добиться с применением многомерного статистического анализа.


В конце   статьи   нам хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что  уровень информатизации общества сегодня кардинальным образом  меняет типо-видовой  состав источников,  ИКТ активно используется во всех  этапах работы с социальной  информацией.  Виртуальный мир начал играть  решающую роль в формировании новых источников. В условиях информатизации общества введение в научный оборот источников  применительно ко всем периодам и регионам в изучении истории развития человечества следует рассматривать  источниковедение как единый процесс. Где центр тяжести в работе с источниками, в определенной области в    будет  определяться возможностью тех или иных методов в решении  поставленных  исследовательских задач.

Список использованной литературы

  1. Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история, 2003, №2. 160.
  2. Бородкин Л. И., Владимиров В. Н. Internet: для историка: новая парадигма в дей­ствии // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер. - 1997.  - №21.
  3. Бородкин Л.И. И.Д. Ковальченко и отечественная школа квантитативной истории // Материалы научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко.-М., 1997.
  4. Бородкин Л.И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение к Historical Information Science.// Круг идей: Алгоритмы исторической информатики. – М.- Барнаул., 2005.
  5. Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. - Барнаул. 2005.
  6. Володихин Д.М.  Маргинализация исторической науки. Информационный бюллетень ассоциации История  и компьютер. -  №  18. -  1996.
  7. Гарскова И.М. Библиографический анализ развития исторической информатики в начале ХХI века // Информационный бюллетень ассоциации История  и компьютер. -  № 34. -  2006.
  8. Злобин Е.В. О некоторых проблемах классификации и описания электронных документов как исторического источника // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики. - Москва –Барнаул, 2003.
  9. Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение / Ред. С.В. Цыб и В.Н. Владимиров. - Барнаул, 1996. - 226 с.

10. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004.

11. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987.- 438с.

12. Круглый стол «Методологические проблемы исторической информатики и квантитативной истории» // Новая и новейшая история. 1997. N3, 5.

13. Круглый стол «Историк, источник и Интернет» // Новая и новейшая история. 2001. N2.

14. Лукиных Т.Н. Историография клиометрики : Учебное пособие. -  Томск. – 2003.

15. Можаева Г.В. Информация как историческая категория: к вопросу об информационном источниковедении // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004. – С.66.

16. Мухин М.Ю. Историк и Интернет // Источниковедение новейшей истории России. - М., 2004.

17. Подгаецкий В.В.  Основы теории и методологии источниковедения истории Украины ХХ столетия. – Днепропетровск, 2001.

18. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.,1991.

19. Селунская  Н.Б. Проблемы методологии истории. – М., 2003.

20. Селунская Н.Б. От квантификации к исторической информатике - от исторической к виртуальной реальности // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер - М., 1996 . - № 19.  - С. 18-22.

21. Силин Н. Н. Источниковедческие аспекты использования электронных докумен­тов, размещенных в глобальных сетях // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер. 1998. - № 23. - С. 190-193.

22. Тяжельникова В.С. Компьютерное источниковедение: к постановке проблемы // Круг идей: развитие исторической информатики. М., 1995.

23. Фоменко А.Т., Носовский Г.В.Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима.- М., 1995. - Т.1.

24. Хвостова К. В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. - М., 1980.

25. Юмашева Ю.Ю. Историческая информатика в зеркале периодического издания // Отечественная история. 2001. N1

Юшин И.Ф. Электронные документы как исторический источник // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики. - М. – Барнаул, 2003.

Билдирүү кошуу - Добавить комментарий

Билдирүүлөрдү сайтка катталбай эле калтырууга болот. Бул учурда алар модератор тарабынан "адептүүлүккө" текшерилип, анан жарыяланат.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.


Защитный код
Кодду жаңылоо - Обновить код