Вторник, Июня 27, 2017

Е.Ю.Чубарь: "#морекитов». А что дальше?"

Некая игра с хештэгами #морекитов», #тихий дом, #f58и #d28, #хочу в игру, #разбуди меня в 4.20 в прошлом году получила распространение среди подростков России в социальной сети "В Контакте". Сейчас такая же игра активно распространяется в Кыргызстане через Instagram и погибают наши дети.

Страшно!? Конечно!

Но прежде, чем запрещать (что бесполезно, особенно подросткам), нужно разобраться, почему наши дети попали под влияние такой депрессивной и опасной игры.

Мне как психологу, хотелось бы дать всем заинтересованным в этом людям, воспитывающих детей и влияющих на них, не какие-то конкретные советы (уделяйте больше внимания детям, отберите гаджеты, просматривайте контент ребенка и т.д.), а познакомить с психологической ситуацией развития наших детей.

Сегодня принято ругать молодежь. За то, что они не читают, не учатся, ни к чему не стремятся, часами сидят перед компьютером, не уважают старших…

В этом есть и доля истины, насколько бы не были прекрасны отдельные представители этой молодежи, но в массе своей они производят не самое приятное впечатление. Их интересы, цели и стремления не понятны их родителям – представителям поколений Х и отчасти Y – и вызывают опасения у социологов и психологов. Какими они будут сегодняшние дети и подростки, представители поколения Z? Чего нам ждать от тех, кто будет после? Как они будут пробовать себя во взрослой жизни, и какое общество они построят?

Учение о преемственности поколений зародилось достаточно давно еще в эпоху Просвещения. Жан Кондорсе (французский писатель, ученый-математик и политический деятель, 1743-1794 г.г.) писал о том, что поколение – это не только группа ровесников, а общность людей, имеющих сходный склад ума, объем положительных знаний и уровень нравственного совершенства.

В наше время теория поколений была научно оформлена и описана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. В основу этой теории положен_известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Ведь, если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные для этого периода. Но этого не происходит, и дети, достигая возраста своих родителей, не становятся такими же, как они, их отношение к жизни все равно другое.

Нейл Хоув и Вильям Штраус научно обосновали, что примерно каждые 20-25 лет появляется новое поколение, ценности, и поведение которого отличаются от их предшественников.

При этом решающее влияние на ценности каждого поколения оказывают условия воспитания в семье, а также макроэкономические и политические события, которые произошли с ними до 11-12 лет. Именно эти ценности оказывают влияние на модель поведения человека в течение всей его жизни - на его отношение к работе, взгляды на мир, потребительское поведение и прочее.

В XX-XXI веках, согласно теории Хоува и Штрауса можно выделить несколько поколений:

  • «Поколение GI(«Поколение победителей») - люди, родившиеся в 1900-1923 годах;
  • «Молчаливое поколение» - люди, родившиеся в 1923-1943 годах;
  • «Беби-бумеры» - люди, родившиеся в 1943-1963 годах;
  • «Поколение Х» - люди, родившиеся в 1963-1982 годах;
  • _«Поколение Y («Миллениум)» - люди, родившиеся в 1983-2000 годах;
  • «Поколение Z («Альфа»)» - сегодняшние подростки и дети, родившиеся у поколения Z.

При этом авторы модели обосновали два интересных момента:

  • цикличность поколений - каждое пятое поколение имеет схожие ценности (следовательно, поколение «Альфа» имеет черты, схожие с «Молчаливым поколением», а поколение «Миллениумов» имеет черты, схожие с поколением GI»);
  • кроме того, есть так называемые «пограничники» (люди, родившиеся в период плюс - минус три года от границ вышеуказанных периодов), которые имеют большую гибкость и приспособляемость, т.к. имеют ценности, близкие к двум соседним поколениям.

Для нас особый интерес представляют три поколения, к которым большинство из нас и относиться.

Поколение «Х» (1963-1982г.г. рождения) Другие названия: Иксеры, Xers, Поколение 13, Неизвестное поколение._Это поколение пережило продолжение «холодной войны», войну в Афганистане, перестройку, появление СПИДа, распространение наркотиков и другие проявления процессов глобализации. Их основными чертами и ценностями являются: готовность к изменениям, возможность выбора, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но сформировало их: недовольство властью, недостаток доверия руководству, рост количества разводов, малый прирост населения, рост разногласий в образовательной системе, повышенные академические требования и интеллектуальные способности, экологические проблемы, появление Интернета.

Поколение «Y» (1983-2000 г.г. рождения). Другие названия: Поколение Игрек, Поколение Миллениума, Поколение Питера Пэна, Поколение_Next, Сетевое поколение, Эхо-бумеры, Поколение бумеранга, Поколение трофеев_- последнее поколение в работоспособном возрасте на данный момент. На формирование их мировоззрения повлияли: перестройка, распад СССР, «лихие 90-е», терроризм, войны (в Ираке, в Чечне и др.); международный финансовый кризис, повышение стоимости жилья и безработица; телевидение, поп-культура, торрент-трекеры и видеохостинги, развитие мобильной и интернет-связи, компьютерных технологий, социальных сетей,_digital_медиа и видеоигр, флешмоб- и мем-культуры, онлайн общение, эволюция девайсов и т. п.

Основное, чем характеризуется это поколение, – вовлеченность в цифровые технологии, философская парадигма нового тысячелетия (миллениума), новый виток разделения на либеральные и консервативные взгляды. В систему ценностей этой группы уже включены (старшими поколениями) такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом на первый план выходит немедленное вознаграждение, стремление к комфортным условиям труда, высокая мобильность._Но главное, как говорят в рамках классической трактовки, – стремление оттягивать переход во взрослую жизнь, а на самом деле – концепция вечной молодости (хотя и с депрессивными интерлюдиями).

Поколение «Z». Generation_MeMeMe (Поколение ЯЯЯ), Net_Generation,_Generation_M_(от слова_«многозадачность»),_Homeland_Generation,_New_Silent_Generation. 

Это люди, родившиеся в начале 1990-х_и в 2000-х. На их философское и социальное мировоззрение оказали влияние мировой финансово-экономический кризис и развитие мобильных технологий. Представители Поколения Z рассматриваются как дети Поколения Х, а иногда и как дети Поколения_Y, то есть миллениалов.

Принципиальное свойство Поколения Z – технологии у него в крови. Представители_Generation Z, почти не смотрят телевизор, выбирая видео по своему вкусу или увлекаясь видеоиграми. Телефонным разговорам предпочитают обмен SMS, электронным письмам - текстовые диалоги в реальном времени, ведению блогов - социальные сети._То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума.

Поколение Z «связаны» между собой благодаря Интернету, они - Digital Native. Им проще задать вопрос Google, чем собственным родителям.

Типичные представители поколения Z носят с собой массу гаджетов, не пользуются инструкциями, чтобы понять, как работает новая вещь, целенаправленно копят деньги.

Альфа - (2000-2020 г.г. рождения) Люди Альфа уже среди нас. Они родились примерно после 2010 года. Это настоящее поколение_XXI_века. Самые старшие представители этого поколения пока еще подростки. Если самые молодые представители поколения «Y» знакомились с гаджетами со старших групп детского сада, то поколение «Z» - уже с пеленок._Они живут в виртуальном мире, им ближе персонажи игр и мультфильмов, нежели реальные люди.

Согласно опросу десятилетних детей, 70% из них считают, что уже вышли из детского возраста._53% опрошенных сказали, что взрослые не умеют делать детские игрушки и писать книги, что они сами должны это делать. Поколение Z мечтает создавать пространство под себя, а не играть в готовые игрушки.

Современные дети от 8 до 13 лет имеют собственное мнение о брендах. Для них бренды - это признак статуса. В подавляющем большинстве они разбираются в марках автомобилей и телефонов. Они - будущие сознательные потребители.

Миллениалы, то есть сегодняшние тридцатилетние, активно участвуют в создании Поколения Альфа – и будут передавать ему свои ценности, чтобы строить светлое будущее. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для Поколения Альфа сегодня, – непрерывно учиться и помогать учиться другим: поддерживать «светлую сторону» Поколения_Z.

Что нас (родителей, педагогов, психологов) ждет впереди? Если рассматривать более близкое будущее, то психологи выделяют несколько основных тенденций будущего, появление которых мы можем наблюдать уже сегодня:

1. Билинговый мир. По оценкам ученых, уже к 2020 году большинство жителей цивилизованных государств будут владеть двумя языками. Монолингвов останется всего 30%. Западные специалисты - испанские, американские, израильские нейропсихологи, психологи и социологи - полагают, что эти дети более креативны, стрессоустойчивы и легче адаптируются к вновь возникшим ситуациям. Они более интегративны: потенциал интеграции в любое другое социальное и этнокультурное сообщество у них значительно выше, чем у монолингвов. Билингвальное сознание более мобильно. Вместе с тем, как полагают российские ученые, для билингвов характерны определенные проблемы. По мнению научного руководителя европейского проекта "BILIUM" Университета Грайфсвальда Е.Кудрявцевой, это не «трудно управляемые», а скорее - трудно манипулируемые дети. Им нельзя просто сказать: «нельзя и все». Следует обосновать: «нельзя, потому что…». Им нужно объяснить запрет, мотивировать к определенному действию через призму их системы ценностей, их возраста, тех двух культур, которые они представляют. И тогда билингв проявит себя исполнительным, креативным, старательным человеком, а его качественный результат будет выше, чем у монолигва]». Частично это обусловлено особенностями их индивидуального развития, а отчасти тем, что они получают и перерабатывают информацию из двух источников (например, на русском языке с русским контекстом и подтекстом, а также из источника на кыргызском или третьем языке). Таким образом, они существуют в гораздо более богатом информационном поле, чем монолингвы, что повышает их конкурентоспособность.

2. Digital engagement (дословно - цифровое взаимодействие). У современных детей и обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым. Отсюда из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Если в традиционном обществе все-таки большее влияние, чем СМИ, на человека оказывало общение с другими людьми, коммуникация «человек-человек», то для нового поколения, скорее всего, виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной. Здесь возникает определенное противоречие: люди стремятся все меньше общаться друг с другом, но при этом общаются все больше. Они все меньше общаются в социальной реальности – и все больше в реальности виртуальной. В этой реальности им нет равных, так что остальным поколениям придется подтягиваться до их уровня.

3. Геймификация образования и развития. Научно доказано, что игры являются эффективным инструментом для формирования нравственно-этических установок. Например, уже сейчас католическая церковь активно использует онлайн-игры и офлайн-квесты для популяризации идей христианства, а антиглобалисты с помощью онлайн-игр продвигают экологические и антипотребительские ценности. Успех геймификации объясняется тем, что у большей части населения промышленно развитых стран существует психологическая готовность к «жизни в игре».

Поколение, которому сейчас 35-45 лет, росло на первых видеоиграх 1980-х; для нынешних студентов (16-25 лет) видеоигры уже были частью учебы и развлечений (среди еще конкурирующих с ними школьных проектов, походов, посиделок с друзьями и кинотеатров); а новое поколение (от 2 до 16) вообще не мыслит жизни без планшетов, игровых приставок и сетевых игр.

Пока сложно говорить о ценностях этого поколения, можно только отметить, что их становление приходится на кризисный период развития не только страны, но и мира, который стремительно меняется не только в политическом, но и социальном аспекте.

Поскольку мы являемся свидетелями переходных процессов, то можем лишь предполагать, что сейчас вырисовывается вот такая преемственность поколений. В общем, будет видно.

Но уже сейчас нельзя не учитывать особенностей социального развития и психологических особенностей наших детей. Так, если существует психологическая готовность к «жизни в игре», то можно предложить ребятам игру «БЫТЬ МЕРТВЫМ - НЕ МОДНО», то есть психологический тренинг по профилактике суицидального поведения. Разработки таких тренингов имеются в сети, например на сайте http://1sentyabrya.ru.

А еще нам нужно дать себе отчет в том, что игра #морекитов» началась давно. Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) - перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность»._Чем #морекитов» не новое хобби? И прежде, чем его запрещать, может быть пойти от противного? Раскрутить, говорить, писать об этом во всех сетях каждую минуту и #морекитов» может стать таким «раскрученным», что даже не увлекательным. Только надо хорошо подумать, какую игру предложить вместо #морекитов».

Наверное, через лет 30 подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства интернета предпочитают не думать. Это слишком скучно для них. Поэтому наша задача проработать у детей мотивацию на ближайшее, а не на глобальное, и от того абстрактное, будущее.

Литература:

1. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее» ,№ 2 (3),_2015

2. Игра захватывает школу. Журнал «Кот Шрёдингера», 2015, №4 (06).http://kot.sh/statya/172/igra-zahvatyvaet-shkol.

3. Кудрявцева Е. К 2020 году большинство жителей мира будут билингвами.

http://ria.ru/education/20150429/1061571058.html#ixzz3Ytg451Ht.

4. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. http://www.executive.ru/knowledge/russiantoplist/1450249/?page=0.

5. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что станет их ценностями. http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/.

 

Чубарь Е.Ю. - преподаватель программы "Психология"

факультета переподготовки и повышения квалификации кадров КНУ им.Ж.Баласагына

Билдирүү кошуу - Добавить комментарий

Билдирүүлөрдү сайтка катталбай эле калтырууга болот. Бул учурда алар модератор тарабынан "адептүүлүккө" текшерилип, анан жарыяланат.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.


Защитный код
Кодду жаңылоо - Обновить код