Воскресенье, Июля 23, 2017

Ч.Адамкулова: "Реализация пилотных докторских программ PhD в Кыргызстане: особенности и перспективы"

В Европейском Союзе преобладает подготовка высших научных кадров с присуждением им наивысшей и единственной ученой степени - доктора философии (Doctor of Philosophy - PhD), которая свидетельствует о наличии у ее обладателя фундаментальных знаний в узкой отрасли наук (доктор философии в математике, доктор философии в медицине и др.). В Кыргызстане принята двухуровневая система аттестации научных кадров. Соискателям присуждается научная степень кандидата и доктора соответствующих наук.

Актуальностью внедрения третьего цикла образования – докторских программ PhD является то, что ученую степень доктора наук PhD студент может получить до 30-35 лет, и в дальнейшем заниматься исследовательской работой в течение всей жизни. А при двухуровневой подготовке высших научных кадров, докторант получает степень доктора наук в лучшем случае к 50 годам, практически на закате своей научной и трудовой деятельности. Это отталкивает   молодежь от научной – исследовательской деятельности, посвятить всю свою молодость на написание кандидатской и докторской диссертаций большинство и не хотят, и не могут из- за отсутствия финансовых средств.

Казахстан завершил переход на новую модель подготовки научных кадров - докторантуру РhD в 2011 году. Узбекистан вместо устаревшей двухступенчатой системы послевузовского образования (кандидат наук и доктор наук) с 1 января 2012 ввел одноступенчатую систему с присуждением степени доктора наук.

В Кыргызстане 31 мая 2013 года на основании приказа министра образования и науки Кыргызской Республики была начата экспериментальная реализация докторских программ PhD, в качестве пилотных вузов были отобраны университеты, в которых шла реализация Европейских проектов по внедрению третьего цикла образования в сотрудничестве с ведущими Европейскими университетами. Были запущены пилотные программы:

  • Возобновляемые источники энергии и экологические технологии
  • Машиностроение
  • Электроэнергетика
  • Государственное и муниципальное управление
  • Общественное здравоохранение
  • Менеджмент, Менеджмент/АгроМенеджмент
  • Экономика, Экономика/Агро Экономика
  • Управление Бизнесом

Основные отличия реализации докторских программ PhD от существующей подготовки высших научных кадров:

1. Образовательная программа PhD состоит из теоретического обучения (60 кредитов) и самостоятельной индивидуальной научно-исследовательской работы (120 кредитов). Обязательной частью академической подготовки аспирантов (лиц, обучающихся в аспирантуре и претендующих на получение ученой степени кандидата наук) является сдача трех экзаменов: по иностранному языку, по философии и истории науки и дисциплине по специальности. Программа подготовки кандидатов и докторов наук это в основном индивидуальная научно-исследовательская работа, система кредитов не применяется.

2. Теоретическое обучение по программам PhD реализовывается как местными преподавателями, так и зарубежными (минимум 2 человека из дальнего зарубежья). Теоретическое обучение по существующей подготовке научных кадров отсутствует.

3. Докторант, который обучается по программе PhD должен иметь двух руководителей, первый руководитель из нашей страны, а второй руководитель обязательно должен быть зарубежным. Поэтому докторант обязан владеть английским языком. При существующей системе подготовки научных кадров достаточно одного руководителя и знание английского языка не обязательно.

4. Образовательная программа PhD обязательно включает в себя прохождение научной исследовательской практики в зарубежном университете, которая позволяет учитывать опыт мировых научных исследований, а не только республиканских ученых. Существующая программа подготовки научных кадров не содержит в себе подобную практику.

5. Образовательная программа PhD завершается защитой диссертации в самом образовательном учреждении. Для этого создается Диссертационная комиссия, которое состоит из 5 человек, два представителя самого вуза и три представители из других вузов (как минимум 2 из университетов дальнего зарубежья). Существующая система защиты диссертационных исследований имеет другой формат. Работы защищаются в диссертационных советах, в которые входят представители нескольких вузов. Эти советы, как правило, в составе 12-15 докторов (если это докторские советы) или докторов и кандидатов наук (если это кандидатские советы) утверждаются ВАК (Высшим аттестационным комитетом), функционирующим при Правительстве Кыргызской Республики.

Проблемы реализации:

1. Ввиду того что докторские программы PhD реализовываются как пилотные программы, отсутствует нормативно правовая база, так в Законе об образовании прописаны только два уровня (цикла): бакалавриат и магистратура, третий уровень - докторские программы PhD не прописаны. Необходимо внести поправки в Закон об образовании и заложить третий уровень (цикл) образования докторские программы PhD.

2. Нормативные документы реализации докторских программ PhD (государственные требования к докторским программам PhD, государственные требования в докторским диссертациям PhD, государственные требования к защите докторских диссертаций PhD, регламент обучения по докторским программам PhD) были рассмотрены на Коллегии министерства образования и науки КР и утверждены приказом министра образования и науки КР. Для полно-масштабной реализации докторских программ PhD все выше перечисленные документы должны быть утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики, но это станет возможным только при внесении поправок в Закон об образовании.

3. Необходимо разработать и утвердить Государственный образец документа об образовании – Диплом доктора философии PhD, для выдачи выпускнику докторской программы, прошедшему в установленном порядке защиту докторской диссертации.

В целом нельзя не признать того, что современное высшее образование в нашей стране претерпевает серьезные изменения. Направлены эти изменения, в соответствии с принятыми программами модернизации, на его совершенствование и максимально полную интеграцию в международную систему высшего образования. Внедрение третьего цикла образования –докторских программ PhD, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью позволит сократить сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров. Средний возраст ученых Национальной Академии наук составляет 73 года, мы склоняем голову перед нашими выдающимися учеными, но нужно думать о завтрашнем дне, кто будет поднимать науку завтра?

alt

Чинара Адамкулова

Ректор

Кыргызского национального университета

им. Ж.Баласагына

Билдирүү кошуу - Добавить комментарий

Билдирүүлөрдү сайтка катталбай эле калтырууга болот. Бул учурда алар модератор тарабынан "адептүүлүккө" текшерилип, анан жарыяланат.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.


Защитный код
Кодду жаңылоо - Обновить код